Тел. +7 495 364-36-40, +7 985 364-36-40

A A= A+ Выездное расширенное заседание ФУМО на базе Казанского Федерального Университета и Университета Иннополис

С 17 по 21 октября 2022 года на базе Казанского Федерального Университета в г. Казани и Университета Иннополис в г. Иннополис проходило выездное расширенное заседание ФУМО в области экономики и управления и представителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы подготовки бакалавров, магистров, специалистов по направлениям УГСН 38.00.00 «Экономика и управление».

В работе расширенного совещания приняли участие представители Рособрнадзора, Совета профессиональных квалификаций финансового рынка, Национального агентства развития квалификаций, профессиональных образовательных организаций. Совещание проходило в смешанном формате. Число участников совещания составило более 200 человек.

В рамках Пленарного заседания: Актуальные вопросы разработки и реализации ФГОС ВО и образовательных программ в области экономики и управления прошли слушания по следующим тематическим вопросам:

  • Обобщенные результаты апробации модели аккредитационного мониторинга в системе высшего образования;
  • Подходы к разработке ФГОС ВО нового поколения.
  • Разработка и реализация основных образовательных программ высшего образования с присвоением нескольких квалификаций
  • Формирование универсальной компетенции в области экономической культуры: вызовы и решения.

Особую дискуссию и обмен мнениями вызвало обсуждение проблем по разработке и реализация основных образовательных программ высшего образования с присвоением нескольких квалификаций.

Открыла дискуссию Телешова Ирина Георгиевна, ученый секретарь ФУМО, заместитель декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В центре внимания Ирины Георгиевны стала «стыковка» рынка труда и системы образования. Рациональные подходы организации взаимодействия профессиональных организаций с представителями рынка труда должны встраиваться в образовательный процесс и гарантировать успешное освоение выпускниками профессиональных квалификаций, востребованных российской экономикой. Ирина Георгиевна подняла вопрос о необходимости четкого разграничения понятий «Академическая квалификация» и «Профессиональная квалификация». Данный подход позволит упорядочить систему ФГОС и сделать ее более понятной рынку труда.

Маштакеева Диана Каримовна, заместитель председателя СПКФР, генеральный директор Ассоциации «СПКФР», член правления РСПП поддержала предложения Телешовой Ирины Георгиевна и донесла до участников расширенного совещания позицию СПКФР в части реализации независимой оценки квалификаций как инструмента развития национальной системы профессиональных квалификаций. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. №589, п.1 е-4 (далее - поручение Президента Российской Федерации от 6 февраля 2020 г.) Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить реализацию пилотного проекта по проведению на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования (в том числе, путём проведения независимых профессиональных экзаменов), в целях определения соответствия уровня их подготовки требованиям работодателей и (или) их объединений и актуализации федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки, специальностям высшего образования и по итогам реализации пилотного проекта представить предложения о дальнейшем проведении внешней оценки качества подготовки обучающихся. Диана Каримовна выразила уверенность, что внедрение механизма НОК в образовательный процесс позволит повысить качество подготовки выпускников и предоставит возможность присвоение профессиональной квалификации в рамках получения академической квалификации.

Факторович Алла Аркадьевна, заместитель директора НАРК, доктор пед. наук, более подробно остановилась о методических подходах сопряжения образовательных программ и профессиональных квалификациях.

Алла Аркадьевна продемонстрировала механизм разработки образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов и получения нескольких квалификаций. Процесс разработки образовательных программ с присвоением нескольких квалификаций начинается с применения актуальной информации из Реестра сведений о проведении независимой оценке квалификаций и получения запроса работодателей о востребованных на рынке труда квалификациях.

Алла Аркадьевна предложила несколько правил установления соответствия образовательной программы и профессиональных квалификаций:

  1. Совпадение уровня квалификации и образовательной траектории, обеспечивающей его получение (требований к образованию);
  2. Совпадение указанного для соответствующих ТФ кода ОКСО и направления подготовки;
  3. Отсутствие требований к опыту практической работы или требования к опыту до одного года;
  4. Выбор профессиональных квалификаций, которые могут быть получены в процессе обучения или по завершению образовательной программы, проводится совместно ФУМО И СПК;
  5. Создание (доработка действующего) цифрового ресурса, обеспечивающего хранение информации о сопряженных образовательных программах и квалификациях и конструирование новых матриц соответствия.

Алла Аркадьевна предложила структуру образовательной программы и траектории ее освоения. Траектории для студента:

  • Сценарий «комплексный обед» – выбор одного или двух «готовых» модулей под конкретную квалификацию с выходом на процедуру ее подтверждения через НОК;
  • Сценарий «индивидуальное меню» – набор единиц из разных модулей, персональная траектория (возможно, под заказ конкретного работодателя).

Высказанные спикерами и участниками дискуссии предложения и нововведения в образовательный процесс позволят обеспечить сопряжение рынка труда и образования, создаст возможности выпускникам получения нескольких квалификаций в рамках освоения одной образовательной программы, что гарантирует более широкие их перспективы при трудоустройстве.


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER