A A= A+ Ориентир для карьеристов

С Нового года в России вступает в силу закон о независимой оценке квалификаций. Несмотря на то, что она будет носить добровольный характер, ожидается, что ее запуск существенно изменит рынок труда в стране. Помимо подтверждения компетенций у уже работающих специалистов, она позволит синхронизировать образовательные программы и запросы работодателей. Иронично, что при внедрении независимой оценки специалисты столкнулись как раз таки с проблемой подбора экспертов, которые смогут тестировать соискателей.

В настоящее время в России разработано свыше 800 профессиональных стандартов для разных сегментов экономики. Некоторые из них носят обязательный характер (например, для главных бухгалтеров), другие — рекомендательный. На фоне этого в стране разворачивается сразу два процесса — запуск независимой оценки квалификации работников экспертами отраслей и внедрение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Планируется, что это позволит вытеснить на рынке труда главенство наличия документа об образовании над реальными навыками и знаниями, а также сбалансирует сферу образования с требованиями работодателей.

«Это независимая оценка. Система образования сама готовит кадры и потом сама же отчитывается, как хорошо они подготовлены. Но эксперты, которые проводят независимую оценку, признаны всем профессиональным сообществом. То есть это не какое-то лобби от одного-единственного работодателя», — подчеркивает исполнительный вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Татьяна Кансафарова.

По ее словам, система по своей сути схожа с тестированием на знание английского языка как иностранного TOEFL. Оценка будет носить добровольный характер, она будет проходить за счет самого кандидата или работодателя. В то же время получивший сертификат соответствия определенной квалификации подтверждает свой профессиональный уровень и приобретает конкурентное преимущество на рынке труда.

«Компетенций в стране не хватает, очень низкая квалификация на государственной службе, в частном секторе. Поэтому задача заключается в том, чтобы повысить профессионализм на низших, средних и уж тем более на высших должностях — тех, кто влияет на развитие экономических событий в нашей стране. Все трудности, с которыми мы столкнулись за эти 25 лет строительства новой экономики, как раз возвращаются к тому, что мы не создали конкуренцию в выборке людей, к которой стремится среда. Нужна система, структура, которая подтверждала бы, что человек обладает большими компетенциями, большим профессионализмом», — считает председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка Александр Мурычев.

Планируется, что в каждом сегменте экономики будут профессиональные сообщества, которые определят экспертов для проведения оценки. Однако уже сейчас участники запуска системы столкнулись с нехваткой специалистов, которые могут принимать экзамены на соответствие квалификации. На сегодняшний день их всего 50 на всю страну.

«Представители сферы образования не смогут принимать экзамены у специалистов, которые уже работают на рынке. На это уполномочены советы по профессиональным квалификациям. Для нас суть сегодняшней проблемы — подготовка экспертов из числа лучших представителей рынка, которые будут принимать экзамены. Эксперты должны обладать огромным багажом знаний и компетенций, то есть быть на голову выше всех специалистов в этой отрасли. Пока у нас не так много экспертов — около 50 по всей России. Нам не хватает экспертов со стороны работодателей», — отмечает А. Мурычев.

В Свердловской области уже принимаются заявки на прохождение независимой оценки квалификации. Этим занимается Фонд развития квалификаций и компетенций в Уральском регионе. Первыми подтвердить свои компетенции смогут представители финансового рынка.

«У нас сейчас есть пожелание и в плане дальнейшей работы проводить оценку квалификации для специалистов страхового рынка, в области оценочной деятельности. Перспективными для нас являются банковская деятельность, бухгалтерский рынок, аудит, менеджмент. То есть те профессиональные стандарты совет утверждает и по тем видам, по которым ведется активная работа», — рассказывает президент фонда Алексей Лебедев.

При этом специалист может получить сертификаты соответствия сразу по нескольким квалификациям, если для них разработаны профстандарты.

Параллельно с этим идет процесс синхронизации учебных программ профессионального образования требованиям профстандартам. Кроме того, будет проходить профессионально-общественная аккредитация сферы образования. По сути, работодатели теперь смогут указывать учебным заведениям, какой набор знаний необходим выпускнику, чтобы быть трудоустроенным. Если вуз сбалансирует учебные программы с требованиями профсообщества, тогда выпускники уже при окончании учебного заведения получат не только диплом, но и сертификат соответствия квалификации. Логично предположить, что такие вузы получат конкурентное преимущество по сравнению с оторванными от реального рынка.

В этом случае становится первостепенным вопрос квалификации самих преподавателей в вузе. По словам директора Научно-образовательного института развития профессиональных компетенций и квалификаций Финансового университета Дианы Маштакеевой, для них могут быть предъявлены профстандарты сразу в двух отраслях — как для педагогов и как для профессионалов в какой-то сфере.

«Нас интересует квалификация педагогов, читающих профессиональные дисциплины, — кто готовит будущих специалистов. Мы сейчас ведем работу по синхронизации профессиональных стандартов педагога и профессиональных стандартов. Будет запущен центр оценки квалификации при СПК (Совете по профессиональным квалификациям — прим. УрБК), который будет присваивать квалификацию для педагога. Существенным критерием оценки образовательной программы является наличие аттестата соответствия у педагога, который ведет эту дисциплину. Для нас это очень важный механизм, но пока он не работает», — комментирует она.

В целом для запуска системы независимой оценки предстоит еще многое сделать, чтобы она заработала на практике. Далеко не по всем отраслям еще созданы Советы по профессиональным квалификациям, на рынке ощущается острая нехватка экспертов, которые смогут выступать своеобразным ориентиром профессионализма. При этом вызывает вопросы квалификация преподавателей, которые занимаются подготовкой кадров. Согласно плану, сами профессиональные стандарты необходимо актуализировать каждые три года, а вслед за ними — образовательные программы. С учетом этого, синхронизация сферы образования и реальных требований работодателей может стать бесконечной.